Загадки этимологии слова «буква»

старинная рукописная книга

Слово буква в нашем языке первоначально имело форму именительного падежа боукы и было заимствовано древнерусским языком из старославянского. В косвенных падежах и во множественном числе у этого существительного появлялся суффикс -ъв-: боукъве, боукъви. Это значит, что оно относилось к условно пятому типу старославянского и древнерусского склонения на древний гласный основы *-ū, как слова свекры ‘свекровь’, бры ‘бровь’, тыкы ‘тыква’ и др. Впоследствии произошло «выравнивание» падежных форм, и в именительном падеже по аналогии с остальными также появился суффикс -ъв-: боукъва, впоследствии буква. Но древняя форма боукы еще долгое время использовалась в качестве названия второй буквы алфавита: буки.

Приключения слова в старославянском языке

Интересно, что по-старославянски форма единственного числа боукы означала ‘буква, знак алфавита’, а форма множественного числа боукъви — ‘книга, письмо’. Такая ситуация сложилась под влиянием греческого языка. На старославянский язык переводились греческие богослужебные книги, в которых форма единственного числа γράμμα (gramma) значило ‘буква’, а форма множественного γράμματα (grammata) — ‘письменность, грамота, письмо’.

Слово боукы в древнейших памятниках старославянского языка вообще отсутствует. Для перевода греческого γράμματα там поначалу использовалось слово кънигы. Затем в этой роли стала выступать форма множественного числа боукъви, у которой зафиксированы следующие значения:

  • ‘короткая грамота, письмо’;
  • ‘книга, рукопись’;
  • ‘письменность того или иного народа’;
  • ‘азбука’.

Форма единственного числа боукы ‘буква’ в старославянских текстах появляется позже. До ее проникновения в письменные памятники значение ‘знак алфавита’ там выражалось с помощью слова письмѧ. Его форма мн. ч. до сих пор употребляется в русском языке: письмена.

Происхождение

В этимологии существительного буква еще много неясностей. Практически не вызывает сомнения у лингвистов, что это слово в славянских языках является древним (праславянской эпохи) заимствованием из германских языков, возможно, из готского. Но о более-менее точном времени и источнике заимствования, а также о происхождении исходного германского слова пока идут споры. В большинстве этимологических словарей вы можете обнаружить одну гипотезу о происхождении слова буква, признанную самой убедительной на настоящий момент. Что же это за гипотеза?

Знак на буковой дощечке

В готском языке было слово bōka ‘буква’, мн. ч. bōkōs ‘письмо, книга’. Предполагается, что оно восходит к прагерманской форме *bōks ‘буква’, а та — к названию дерева *bōkō ‘бук’, поскольку буковые дощечки в древности и раннем средневековье использовались для вырезания рун. К прагерманскому *bōks ‘буква’ восходят также современное английское book и немецкое Buch ‘книга’.

Примечание. Слово бук ‘вид дерева’ имеет истоки еще в праиндоевропейском языке. Оттуда оно было унаследовано многими языками Европы, в том числе германскими и славянскими. То есть у славян слово буква заимствованное, а бук – исконное.

У этой версии есть уязвимые места. Во-первых, нет достоверных свидетельств, что буковые дощечки вообще использовались древними германцами как материал для письма. Это лишь предположение. Во-вторых, этимологи отмечают, что у прагерманских слов *bōks ‘буква’ и *bōkō ‘бук’ несколько разные основы: *bōk- в первом случае и *bōkō- во втором. Это отличие трудно объяснить.

Поскольку версию с буком нельзя назвать абсолютно убедительной, выдвигались и иные гипотезы.

Знак для гадания

Эта версия не ставит под сомнение заимствование славянами слова буква у германцев. Но она по-другому объясняет этимологию прагерманской формы *bōks ‘буква’. Возможно, это слово происходит не от названия дерева бук, а от праиндоевропейской основы *bhag- ‘наделять, раздавать; участь, доля’. От этой же основы произошли древнеперсидское baga- ‘бог ’ (буквально ‘тот, кто определяет участь’ либо ‘податель блага’), древнеиндийское bhága- ‘божество (название одного из божеств)’, ‘благосостояние, имущество, счастье’, авестийское baγa- ‘доля, участь, судьба’ и др. С этой же основой связаны по происхождению и русские слова бог, богатый. Но какова же здесь связь со знаками азбуки?

Дело в том, что у многих древних народов существовали гадания с использованием особых знаков, написанных или вырезанных на чем-либо. Вероятно, о подобном сообщал черноризец Храбр, говоря, что славяне-язычники гадали «чертами и резами». В балтийских языках обнаруживается этимологическая связь между латышским словом burts ‘буква’ и литовским bùrtai‘гадание, жребий’. Возможно, такая же смысловая связь имела место и в прагерманском языке: словом *bōks сначала называли знак для гадания, т. е. для узнавания своей участи, судьбы. А впоследствии данное слово было перенесено на знаки письменности и тексты.

Данная версия в настоящее время представляется перспективной, и, надо полагать, изучение этой темы будет продолжено.

.

Литература:

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 5. — М., 2011.

Львов А. С. Очерки по лексике памятников старославянской письменности. — М., 1966.

Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева. — Вып. 3. — М., 1976.

Этимологический словарь русского языка / Авт.-сост. Н. М. Шанский. — Т. 1. — Вып. 2. — М., 1965.