«Держать в ежовых рукавицах»

дремлющий ежонок

Вспомним эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», когда Петруша Гринев приезжает в Оренбург и передает тамошнему генералу письмо от своего отца. Генерала — немца, не очень хорошо знающего русский язык, — озадачивает встретившееся в письме незнакомое выражение:

«Теперь о деле… К вам моего повесу»… гм… «держать в ежовых рукавицах»… Что такое ешовы рукавиц? Это, должно быть, русска поговорк… Что такое «дершать в ешовых рукавицах»? — повторил он, обращаясь ко мне.

— Это значит, — отвечал я ему с видом как можно более невинным, — обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах.

— Гм, понимаю… «и не давать ему воли»… нет, видно ешовы рукавицы значит не то…

Действительно, фразеологизм держать в ежовых рукавицах и во времена Пушкина, и в наши дни означает примерно одно и то же: ‘держать кого-либо в строгом повиновении, строго и сурово обходиться с кем-либо’.

В литературе XIX и ХХ вв. встречаются разные варианты этого оборота. Например: брать в ежовые рукавицы, держать в ежовых, держать в ежах. Два последних варианта возникли в результате сокращения и видоизменения исходного фразеологизма.

«Да набрать бы новую труппу настоящую, неизбалованную, да поискать бы в Рязанях да Казанях этакого антрепренера, чтоб, значит, в ежах держать умел»

А. П. Чехов «Критик»

Каково же происхождение оборота? Какой образ лежит в его основе? Может показаться, что речь здесь в буквальном смысле о рукавицах, сшитых из ежиных шкурок, и поэтому колючих. Держать в таких кого-либо — действительно суровое обращение…

В интернете можно встретить и еще более удивительную версию: о связи данного выражения с фамилией народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова. Он был генеральным комиссаром госбезопасности и одним из главных организаторов массовых репрессий 1936–1938 гг. Вот как изобразил его на одном из плакатов советский художник Б. Е. Ефимов:

"Держать в ежовых рукавицах"

Возможно, из-за этого известного в свое время плаката и возникло ошибочное мнение, что выражение держать в ежовых рукавицах происходит от фамилии наркома Ежова.

На самом деле, конечно, это просто легенда. Наш оборот появился не в 30-е годы ХХ в., а гораздо раньше. Мы уже цитировали отрывок из повести «Капитанская дочка». А истоки нашего фразеологизма и вовсе стоит искать в еще более раннем периоде, в русском языке XVIII в. Уже в эпоху Петра I было известно выражение принимать в ежовые рукавицы, перекликающееся с бытовавшей тогда же пословицей ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься.

Происхождение оборота помогли прояснить некоторые пословицы, собранные В. И. Далем. Есть среди них такая: ежовая голица учить мастерица. Голицы — это рукавицы без меха («голые»), из грубой прочной кожи. Их использовали во время работы для защиты рук от травм. Руками в голицах можно было и весьма больно «поучить», т. е. побить кого-то (на это намекает найденная Далем пословица). Годились эти рукавицы и для ловли ежей, потому и назывались ежовыми. Как неоднократно отмечала народная мудрость, ежа голыми руками не возьмешь…

Зачем крестьяне ловили ежей? И для забавы, и для дела. Например, чтобы посадить колючего зверька в подполье: пускай там мышей ловит. Иногда ежей употребляли в пищу. Считалось, что их мясо обладает лечебными свойствами. Порадуемся за нынешних колючих лесных обитателей: представления о целебности ежиного мяса наукой не подтверждаются.

Итак, оборот держать в ежовых рукавицах по своему происхождению не имеет отношения ни к рукавицам из ежиных шкурок (таких никто не шил), ни тем более к сталинскому наркому Ежову. Настоящий буквальный смысл данного выражения можно сформулировать так: ‘держать кого-либо жестко, руками в грубых рукавицах’.

.

Литература:

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Добродомов И. Г., Эккерт Р. Значение изучения фразеологизмов в тексте (по поводу фразеологизмов держать в черном теле; держать в ежовых рукавицах) // Zeitschrift für Slawistic. — Bd. 31. — № 3. — Berlin, 1986.