«Зарубить на носу»

топор

Есть в русском языке фразеологизмы, построенные на «членовредительских» образах. Об одном таком мы уже говорили в заметке «У семи нянек дитя без глазу». Расскажем теперь о выражении зарубить на носу, которое имеет значение ‘накрепко запомнить’. Каково происхождение этого оборота, что за образ лежит в его основе? Зачем предлагается рубить по носу, и что именно подразумевается здесь под словом нос? На этот счет есть две основные версии.

Памятная бирка

В большинстве справочников и научно-популярных книг по фразеологии утверждается, что значение слова нос в данном выражении — не ‘орган обоняния’, а ‘деревянная палочка или дощечка, бирка для зарубок на память’. Предполагается, что существительное нос здесь — производное от глагола нести, т. е. буквально означает ‘предмет, который всегда носят с собой’.

Тут необходим исторический комментарий. Действительно, уже в Древней Руси были в ходу деревянные бирки, чаще всего в виде палочек или узких дощечек, на которые наносили зарубки для разных целей. Бирки выступали как:

  • вспомогательные инструменты для счета. Зарубки на них наносились группами по десять штук, чтобы удобнее было считать в десятеричной системе счисления, или по семь штук — соответственно, для семеричного счета (например, для отсчета дней недели);
  • долговые расписки или квитанции. Сведения о долге «записывали» на дощечку зарубками, после чего бирку раскалывали пополам. Одна часть хранилась у должника, другая — у заимодавца. После погашения долга половинки дощечки выбрасывали или уничтожали;
  • этикетки. Торговцы изготавливали бирки для фиксации на них количества имеющегося товара.

Теперь вернемся к фразеологизму зарубить на носу. Распространенная версия гласит, что слово нос в данном выражении обозначает «долговую» дощечку. Чтобы не забыть и не перепутать сведения о долгах, нужно было либо их крепко-накрепко запомнить, либо нанести соответствующие зарубки на деревянную бирку. В русском языке в XIX в. были зафиксированы выражения нарубить на бирку, зарубить на стенке, подтверждающие, что обычай делать зарубки на память еще бытовал в то время. И делались эти зарубки не только на бирках, но иногда и прямо на деревянной стене избы.

Итак, слово нос в нашем фразеологизме обозначало деревянную дощечку? Это объяснение кажется вполне логичным и убедительным. Но у него есть один важный недостаток: отсутствие прямых доказательств. Мы знаем, что дощечки с зарубками бытовали у наших предков в течение многих столетий. Но нет надежных свидетельств, что эти дощечки действительно назывались носами! И ни в одном словаре — историческом или диалектном — нет слова нос с такой семантикой. Можно предположить, что оно существовало прежде, но утратилось. Однако маловероятно, чтобы в этом случае в языке совсем не осталось следов.

Поэтому происхождение данного фразеологизма получило и другое объяснение.

Часть лица

Если привлечь данные русского языка с его диалектами, а также других славянских языков, можно обнаружить там обороты, близкие по значению и составу рассматриваемому выражению. Начнем с русского языка:

— зарубить в памяти;

— зарубить на лбу;

— зарубить на уме;

— написать на коже.

Все они значат ‘хорошо запомнить’. И в некоторых выражениях буквально говорится о нанесении зарубок (надписей) на части тела — лоб или кожу.

В других славянских языках аналогичные по семантике фразеологизмы с «телесными» образами встречаются чаще, чем в русском:

— украинское зарубати собi на лобi /на носi;

— болгарское запиши си го на челото (буквально ‘запиши себе на лоб’);

— в некоторых южно- и западнославянских языках есть выражения, представляющие собой кальки (буквальный перевод) с немецкого etwas hinter die Ohren schreiben ‘крепко запомнить’, буквально: ‘записать что-либо за уши’. Например, чешское zapiš si to za uši.

Немецкие лингвисты предполагают, что их оборот появился благодаря средневековому обычаю: во время каких-либо значимых семейных праздников и событий отец драл за уши своего малолетнего сына, чтобы мальчик на всю жизнь запомнил важные вехи в жизни семьи.

Очень может быть, что русский оборот зарубить на носу сложился благодаря сходным соображениям: то, что сопровождается физической болью, запоминается лучше. К тому же нос — видная и уязвимая часть тела, отметину на нем никогда не забудешь!..

Таким образом, в основе фразеологизма зарубить на носу может лежать образ зарубки, сделанной на лице человека. Перед нами метафора, шутливое пожелание весьма сурового действия.

.

Литература:

Мокиенко В. М. Почему так говорят? От Авося до Ятя. — СПб., 2004.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Ковалев Р. Новгородские деревянные бирки: общие наблюдения // Российская археология. — 2002. — № 1.