Типы русского письма

Изборник Святослава 1073

Тип письма – это его графический характер, общепринятый в то или иное время. Для обозначения графического характера отдельной буквы обычно используют термин начерк. А почерк – это индивидуальные, присущие тому или иному писцу особенности письма.

В русской кириллической письменности, начиная с XI века, можно выделить три основных типа письма: устав, полуустав и скоропись. Расскажем об их основных особенностях.

Устав

Наиболее древний тип русского письма, характерный для XI–XIII вв. Создан по образцу византийского унциала (торжественного, каллиграфического письма). Многие исследователи разделяют устав на древнейший (XI – начало XII века) и поздний (XII–XIII вв.; некоторые ученые расширяют эти рамки до XIV века включительно). После XIII–XIV вв. устав не исчез, но стал употребляться редко, обычно в торжественных и дорогих книгах. Даже в XVII в. еще иногда создавались книги, написанные уставным письмом.

Для древнейшего устава характерны следующие признаки:

  • у букв нет наклона, их вертикальные линии перпендикулярны строке;
  • написание букв геометрично, размеры пропорциональны, прямые линии и округления правильные;
  • формы большинства букв приближены к квадрату;
  • вертикальные линии наиболее толстые, округления и горизонтальные перекладины – тоньше;
  • буквы почти никогда не выходят за пределы строки (исключение составляют «рцы», «ижица», «шта» и др.);
  • буквы в словах не соединены между собой, расстояние между ними примерно одинаковое, слова в тексте не отделены друг от друга;
  • в текстах мало сокращений, титла и выносные буквы встречаются редко.
Типы русского письма
Остромирово Евангелие, 1056–1057 гг. (устав)

Но уже с XI столетия (т. е. еще в древнейшем периоде!) в уставном письме наблюдаются разной степени «отклонения» от этой геометричной строгости. Буквы в некоторых текстах имеют небольшой наклон, их линии относительно часто выступают за пределы строки; форма букв вытянутая, она приобретает очертания не квадрата, а вертикального прямоугольника; одни и те же буквы имеют разные начерки. Эти признаки со временем встречаются все чаще, особенно в позднем уставе.

Наряду с уставом в письменных памятниках встречаются надписи беглыми почерками, в которых многие ученые находят сходство с более поздними типами письма.

Особо стоит выделить бытовое письмо (берестяные грамоты). В их графике есть сходство с уставом, но имеется и множество отступлений от него. В текстах на бересте исследователи видят прототип полуустава и скорописи.

Работа с уставом требовала от писцов много времени: каждую букву приходилось выписывать ровно и тщательно, правильно чередовать тонкие и толстые линии, соблюдать пропорции и т. д. Между тем развитие делопроизводства приводило к тому, что писцы, трудившиеся в этой сфере, все чаще сталкивались с необходимостью ускорить процесс письма. В результате они все больше отступали от строгих правил устава, стремясь не к красоте букв, а к быстроте их написания.

Полуустав

Именно писцы, работавшие с деловыми документами, создали полуустав — тип письма, сочетавший в себе четкость букв с их относительной простотой. Сфера его употребления скоро вышла за рамки делопроизводства: полуустав использовался также при создании и переписывании летописей и многих других текстов светского и церковного характера.

Время преобладания этого типа письма — примерно с XIV по XV в.

Основные признаки полуустава:

  • буквы часто пишутся с наклоном;
  • в написании букв исчезает геометричность и строгая соразмерность;
  • принятое прежде чередование толстых и тонких линий нарушается;
  • начерк многих букв изменяется;
  • в текстах появляется разделение на слова и фразы;
  • количество сокращений и выносных букв увеличивается.
Типы русского письма
Радзивилловская летопись, XV в. (полуустав)

Полуустав использовался и позже XV века, даже в то время, когда на Руси уже появилось книгопечатание, а преобладающим типом письма стала скоропись. Дело в том, что книгопечатание далеко не сразу нарастило большие объемы, поэтому не могло в полной мере удовлетворить спрос на книги. И книги продолжали создаваться вручную, причем скоропись для этого не всегда подходила: она зачастую была малопонятной и затрудняла чтение. Поэтому и в XVI–XVII вв., и даже иногда в XVIII столетии переписчики книг в своей работе использовали полуустав.

Между тем в сфере делопроизводства требовалось еще больше ускорить процесс создания документов. При этом деловые тексты (в отличие от религиозных) имели прикладной, «земной» и сиюминутный характер. Из-за отсутствия сакральности в деловой сфере было легче пожертвовать красотой и традициями письма.

Скоропись

В XV веке появляется скоропись. C XVI–XVII вв. она становится преобладающим типом письма.

Признаки скорописи:

  • письмо свободное, размашистое;
  • буквы утратили пропорциональность и геометричность, имеют много округлений, изогнутых линий, крючков;
  • элементы букв и целые символы часто выходят за пределы строки;
  • соседние буквы могут быть соединены между собой; становятся широко распространенным явлением лигатуры (два знака «сливаются» в один, утрачивая при этом некоторые свои элементы);
  • одна и та же буква имеет множество разнообразных начерков (иногда вплоть до неузнаваемости), причем такое наблюдается даже в текстах, созданных одним писцом;
  • в текстах много сокращений и выносных букв;
  • более определенным становится раздельное написание слов;
  • становятся хорошо заметными индивидуальные особенности почерков писцов.
Типы русского письма
Отписка Семена Дежнева о походе на реку Анадырь, 1656 г. (скоропись)

В XVI–XVII вв. скоропись стала преобладать в делопроизводстве. Она также потеснила полуустав в сфере создания рукописных книг с литературными текстами (но церковные тексты все так же записывались полууставом и даже уставом).

С конца XVIII в. скоропись меняется в сторону упорядоченности. Она становится менее размашистой, начерки букв стремятся к относительному единообразию, выносные буквы исчезают. В XIX веке сформировалось русское «гражданское» упорядоченное письмо.

.

Литература:

Скобелкин О. В. Русская палеография. — Воронеж, 2005.

Черепнин Л. В. Русская палеография. — М., 1956.

Лёвочкин И. В. Основы русской палеографии. — М., 2003.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: