Какую азбуку создал Кирилл?

Башчанская плита, XI в., Хорватия

Во второй половине IX – начале X вв. для славянских языков было создано две азбуки — кириллица и глаголица. Долгое время считалось, что более древней является кириллица, что именно она была составлена Константином Философом и получила название по его монашескому имени. В наши дни мало кто придерживается этой точки зрения. Наиболее убедительными признаны аргументы в пользу того, что Константин создал глаголицу примерно в 60-80-х годах IX столетия, а кириллица младше и составлена кем-то из его учеников. Перечислим эти аргументы.

  • Древнейшие из дошедших до нас памятников глаголической письменности (Киевский миссал, Пражские отрывки и др.) связаны с теми славянскими территориями, на которых вели свою просветительскую деятельность Константин, Мефодий и их ученики. Это Моравия (земли западных славян), Хорватия и Македония. А наиболее древние кириллические рукописи созданы в основном на востоке Балканского полуострова, где непосредственного влияния Кирилла и Мефодия не было.
  • По особенностям языка древнейшие глаголические памятники более архаичны, чем кириллические. Это указывает на их связь с первыми славянскими переводами церковных книг IX в.
  • Глаголица лучше, чем кириллица, приспособлена для передачи звуков македонских говоров (в том числе тех, что были распространены близ Солуни, родного города Кирилла). Так, глаголическая буква «ять» соответствует двум буквам кириллицы: Ѣ и Ꙗ. Иногда этот факт списывают на недостаточное совершенство глаголицы, однако в македонских диалектах гласные звуки [ě] и [а] в позиции после мягких согласных и [j] не различались, произносились одинаково. Поэтому для их обозначения было достаточно одного символа, что мы и наблюдаем в глаголице. Но в других славянских языках данные звуки произносились по-разному, и позже для передачи этих различий на письме составители кириллицы добавили в свою азбуку йотированный «аз».
  • В кириллице есть буквы «кси» и «пси», обозначающие сочетания звуков, которые появились в речи славян не ранее конца IX – начала Х вв.
  • Форма букв кириллицы указывает на графический «образец», на который ориентировались создатели данной азбуки. Это византийский унциал (уставной шрифт) X века. В IX столетии византийские буквы были несколько наклонными, и если бы кириллица создавалась тогда, то ее символы вряд ли приобрели бы прямые очертания.
  • Существуют письменные памятники, где часть текста написана глаголицей, а часть — кириллицей. При этом наблюдается определенная закономерность. Если основной текст глаголический, то кириллицей обычно сделаны приписки на полях и иные вставки более позднего происхождения. Если же рукопись кириллическая, то написанные глаголицей слова и предложения встречаются непосредственно в тексте. Это говорит о том, что кириллический текст списан с глаголического. В обоих случаях тексты на глаголице являются более ранними.
  • Есть особый вид письменных памятников — палимпсесты (от греч. pálin ‘опять’ и psestos ‘соскобленный’). Так называют рукописи, написанные на пергамене поверх стертого более раннего текста. Пергамен изготавливали из особым образом выделанных кож телят, козлят или ягнят, и стоил он недешево. В целях экономии этот писчий материал могли использовать повторно: старый, менее нужный текст соскабливали с листов и писали на них что-то другое. При этом от прежнего текста оставались полустертые следы, которые можно прочитать. Во всех палимпсестах, дошедших до наших дней, кириллические тексты записаны поверх стертых глаголических, и никогда — наоборот.
  • Название кириллица совсем не обязательно указывает на создателя азбуки. Есть предположение, что первоначально кириллицей именовался алфавит, теперь известный нам как глаголица. Во всяком случае, в одном из текстов XV столетия (в списке рукописи XI в. священника Упыря Лихого) встречается название азбуки куриловица, которое можно соотнести как с кириллицей, так и с глаголицей.

Кириллица представляет собой исторически сложившийся алфавит, продолжение греческой письменной традиции, которая, в свою очередь, восходит к древней финикийской письменности. Что же касается глаголицы, сложно установить, на базе чего она создана. Исследователи находят в ней влияние греческого и древнееврейского письма, но все больше склоняются к идее, что глаголица — продукт индивидуального творчества. Константин Философ придумал для славян особые буквы, и лишь некоторые из них похожи на существовавшие у других народов. Видимо, просветитель действовал в русле грамматической традиции, предписывавшей создавать для каждого народа свою собственную письменность, отличающуюся от других (эта же традиция оказала влияние, например, на армянскую азбуку Месропа Маштоца).

Об индивидуальном творчестве при создании глаголицы, а также о том, что эта азбука предназначалась для религиозных целей, можно судить по форме некоторых символов. Так, буква «аз» представляет собой крест. А буквы «иже» и «слово», с помощью которых записывали имя Иисус в сокращенном виде, составлены из одинаковых элементов: круга (символ бесконечности божества) и треугольника (символ Троицы).

Глаголица хорошо приспособлена для передачи на письме звуков славянской речи, составлена с большой лингвистической точностью. Справиться с такой задачей мог человек с хорошим образованием, знакомый с несколькими языками и алфавитами, обладающий развитым языковым чутьем. Таким человеком, судя по его жизнеописанию, и был Константин Философ, перед смертью принявший имя Кирилл.

Азбуку кириллицу, скорее всего, создал в начале Х века в Болгарии кто-то из учеников Константина и Мефодия. Возможно, это был Константин Преславский или Климент Охридский.

.

Литература:

Попов М. Б. Введение в старославянский язык. — СПб., 1997.

Иванова Т. А. Старославянский язык. — СПб., 1998.

Хабургаев Г. А. Старославянский язык. — М., 1974.

Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. — М., 1979.

.

Иллюстрация: Башчанская плита, XI в., Хорватия.