Половцы: этноним как отражение облика народа?

Рерих Н. К. Половецкий стан (1943)

Половцы соседствовали с Древней Русью с XI века до монголо-татарского нашествия. Это были весьма беспокойные и воинственные соседи, чьи набеги стали настоящим бедствием для южных княжеств Руси, граничащих со Степью. Поэтому не удивительно, что история взаимоотношений половцев с восточными славянами – это в первую очередь история войн и более или менее крупных вооруженных столкновений. Впрочем, постоянная война чревата истощением. Поэтому известны в этой истории и относительно недолгие периоды спокойствия, мирного сосуществования и даже союзничества. Последнее, впрочем, тоже могло оборачиваться бедой для населения Руси. В эпоху феодальных междоусобиц князья воевали между собой, иногда не гнушаясь пополнять свои войска половецкими воинами, и тогда кочевники разоряли русские земли с согласия нанимателей.

Происхождение половцев до сих пор является одним из самых трудных исторических вопросов. Его изучение осложняется, в частности, тем, что в разных средневековых источниках этот народ упоминается под разными названиями. На Руси они известны как половцы; у арабов и вообще в мусульманских источниках – кыпчаки, кафчаки; у армян – хардеш; у византийцев – куманы; у мадьяр – куны, куманы, палочи (палоц); в западноевропейских письменных памятниках – куманы, команы, а у немцев, помимо этого, – фальбы, фалоны; у поляков и чехов – команы, плавцы, палочи (два последних этнонима заимствованы у восточных славян). В нашей статье мы рассмотрим этимологию русского названия.

Происхождение этнонима «половцы»

Существовала версия, что слово половцы происходит от существительного поле и якобы означает буквально ‘те, кто живет в поле’. Ныне это предположение признано примером ложной этимологии, возникшей под влиянием выражения поле половецкое из древнерусских текстов.

Выдвигались и некоторые другие, менее известные, гипотезы. Но есть одна версия, которая в настоящее время стала практически общепризнанной. В чем она состоит?

Во многих языках названия половцев образованы от корней со значением ‘желтый’, ‘белесый’, ‘бледный’. Например, немецкий этноним Valwen родствен современным немецким прилагательным fahl, falb ‘блеклый’, ‘белесоватый’, ‘буланый’. Армянское название хардеш буквально значит ‘светлый’, ‘белесый’, ‘белокурый’. Тюркское по происхождению наименование народа куманы происходит от прилагательного ку ‘бледный’, ’желтый’.

Исследователи считают, что к этому ряду этнонимов относится и русское слово половцы. Оно образовано от прилагательного поло́вый ‘палевый, бледный, белесовато-соломенного цвета (как полова)’. Полова — это мякина, т. е. отходы в виде шелухи и остатков стеблей при обработке зерна. Цвет у мякины, как правило, бледно-желтый, соломенный.

Связь слов половцы и половый, полова сегодня не вызывает сомнений у лингвистов. Споры идут по несколько другому вопросу: почему этот народ называли «бледно-желтым»?

Есть два основных варианта ответа.

  1. Цветовая семантика в данном случае символическая. Возможно, она связана с древней традицией обозначения сторон света теми или иными цветами. Желтый цвет в этой традиции может означать запад, север или центр какой-либо территории. Так что тюркское название половцев куманы могло быть дано по географическому принципу — по расположению заселенных половцами земель на западе или в центре некоей территории. А «бледно-желтые» названия этого народа в других языках являются в конечном счете кальками с этнонима куманы. Проблема данной гипотезы в том, что точное значение цветовой символики в случае с куманами-половцами пока не может быть установлено. Для этого слишком мало исторических данных.
  2. Названия народа даны по его внешнему облику. Скорее всего, буквальное значение слова половцы (а также куманы, фальбы, хардеш и др.) — ‘люди с бледно-желтыми волосами, с волосами цвета соломы, мякины’. Благодаря накопленным к настоящему времени историческим данным, эта гипотеза обретает все большее количество сторонников.

Как выглядели половцы?

Идея о том, что название половцы означает ‘люди с волосами цвета мякины’ долгое время не принималась многими исследователями, поскольку считалось, что тюркоязычные кочевники не могли быть светловолосыми. Однако в настоящее время накоплено немало свидетельств того, что представление о половцах как черноволосых смуглых монголоидах является ошибочным. Как минимум часть половецких племен могла иметь другой облик, о чем свидетельствуют средневековые источники.

Так, персидский поэт Низами воспевал красоту половецких женщин и восхищался белизной их кожи. Конечно, его можно заподозрить в некотором приукрашивании образов. Но и авторы средневековых исторических трудов солидарны с поэтами. Например, в одном китайском источнике («История первых четырех ханов из дома Чингисова») утверждается, что у кыпчаков голубые глаза и «красные» (рыжеватые) волосы. Также известно, что Шемс-ад-Дин-Сонкор, один из мамелюкских вождей в Египте и половец родом, был рыжеволос.

Многие средневековые авторы из Европы, Персии и арабского мира говорили о половцах как о красивом народе. Это позволяет предположить, что половцы скорее походили на европеоидов, чем на монголоидов, потому что облик последних европейским и арабским авторам того периода далеко не всегда казался привлекательным (ср., например, описание монголоидной внешности историком X–XI вв. Аль-Утби: «с широким лицом, маленькими глазами, плоским носом…»).

Арабский ученый Аль-Омари (1301–1349) сообщал, что кыпчаки – красиво сложенные люди с правильными чертами лица. Грузинская летопись говорит о красоте жены царя Давида II, половчанки по происхождению (она была дочерью хана Отрока и внучкой хана Шарукана).

В настоящее время в Румынии проживает народность чанго – предположительно, прямые потомки половцев. Это люди с белой кожей, голубыми глазами и светлыми, иногда рыжеватыми, волосами.

.

Литература:

Добродомов И. Г. О половецких этнонимах в древнерусской литературе // Тюркологический сборник, 1975. — М., 1978.

Расовский Д. Половцы, торки, печенеги, берендеи. — М., 2016.

Ковалев Г. Ф. Этнонимия славянских языков. Номинация и словообразование. — Воронеж, 1991.

Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. — М., 1990.

.

Иллюстрация: Н. К. Рерих «Половецкий стан» (1943).