«Наука»: древнее слово с новым значением

Репин И. Е. Портрет Д. И. Менделеева (1885)

Слово наука появилось в праславянскую эпоху предположительно в форме *nauka и имело значение ‘обучение; приобретение опыта и навыков’. Этот давний смысл отчасти сохранился в русском языке как устаревший. Например, еще в XIX веке вполне обычными были фразы типа отдать сына в науку к портному. И до сих пор в разговорной речи мы иногда употребляем слово наука в значении ‘жизненный урок; то, что дает опыт’: эта неудача пусть будет ему наукой.

Приведем примеры родственных слов из других славянских языков: украинское наука, белорусское навука, польское nauka, словацкое náuka, верхнелужицкое nawuka, болгарское наука, словенское náuk и др.

Праславянское *nauka состояло из приставки *na- и корня *uk-. Тот же корень (с чередованиями и фонетическими изменениями) восстанавливается этимологами в таких словах, как учить, навык, привыкнуть, обыкновенный, обычай, а также в древнерусском и старославянском укъ ‘учение’ (отсюда название буквы «ук» в кириллице и глаголице).

Корень *uk- восходит к праиндоевропейскому *euk-/*ouk-/*ūk- ‘приучаться, привыкать, доверять’. От этой основы произошли: древнепрусское iaukint ‘упражнять’; литовское jaukìnti ‘приучать, укрощать’; готское biūhts ‘привычный’; древнеиндийские úcyati ‘находить удовольствие, иметь обыкновение’, ṓkas ‘удовольствие, удовлетворение’ и др.

Однако вернемся к слову наука в русском языке. В XVIII веке, в эпоху Петра I, оно стало приобретать значение ‘система знаний о природе и обществе, о способах воздействия на окружающий мир; отдельная отрасль такого знания’. Окончательно эта новая семантика слова сформировалась в ломоносовский период.

Это странное слово «научный»

В современном русском языке существует прилагательное научный. Мы привычно говорим: научное издание, научная концепция… Но почти до середины XIX века слово научный в таком значении не употреблялось, вместо него использовались слова ученый, наукообразный и — редко — науковый и сциентифический.

Прилагательное научный зафиксировано в письменных источниках еще в XVI веке в значении ‘обученный, ученый, сведущий’. Но оно было очень малоупотребительным. Когда в 40-х годах XIX века это слово начали вводить в обиход в новом значении ‘относящийся к науке как области знания’, оно, по сути, стало неологизмом.

Некоторые консервативно настроенные публицисты и литераторы (например, Ф. В. Булгарин) характеризовали слово научный как «нелепое», «странное и дикое», «неловкое» и «несоответственное предмету». Почему возникло такое острое неприятие? Академик В. В. Виноградов предполагал, что слово научный у многих в то время ассоциировалось в первую очередь не с наукой как областью знаний, а с обучением, получением навыков (это древнее значение слова наука тогда еще было живым и актуальным). Возможно, поэтому новое прилагательное и казалось неподходящим. Пожалуй, оно виделось еще и излишним — ведь было тогда в русском языке широкоупотребительное слово ученый с несколькими значениями: ‘обученный’, ‘знающий науку’, ‘отличающийся ученостью’, ‘посвященный вопросам науки’, ‘основанный на научных принципах’…

Но отрицательные оценки слова научный были немногочисленными. Н. В. Гоголь, например, считал, что новое прилагательное гораздо лучше, чем прежнее наукообразный. В этом с ним были солидарны некоторые литераторы старшего поколения — они стали употреблять слово научный в своих текстах. Что же касается образованной и пишущей молодежи, то она и вовсе в большинстве своем легко приняла удачный неологизм, так что с 50-х годов XIX столетия слово научный быстро вошло в широкий обиход.

«Наукообразный»: от нейтрального и положительного к отрицательному

Интересным образом сложилась судьба прилагательного наукообразный. Оно было создано примерно в 30-е годы XIX века в московских философских кружках как калька с немецкого wissenschaftlich ‘научный’. Употреблялось в значении ‘относящийся к науке’ (без отрицательного оттенка), но широкого распространения не получило.

Когда стало употребительным прилагательное научный, слово наукообразный подверглось смысловым изменениям. Оно содержало в себе элемент значения ‘соответствующий требованиям науки, сообразный с ними’, и с 50-60-х годов XIX в. эта семантика в слове усилилась. Постепенно прилагательное наукообразный стало означать ‘научный лишь по виду, создающий видимость научности’ и приобрело отрицательный эмоциональный оттенок.

.

Литература:

Этимологический словарь русского языка / Под ред. А. Ф. Журавлева. — Вып. 11. — М., 2014.

Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е годы XIX века. — М., 1965.

Виноградов В. В. История слов. — М., 1999.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 4. — М., 1987.

.

Иллюстрация: И. Е. Репин «Портрет Д. И. Менделеева» (1885, фрагмент).